Текст подпрограммы и версий
ass2r_p.zip , ass2e_p.zip
Тексты тестовых примеров
tass2r_p.zip , tass2e_p.zip

Подпрограмма:  ASS2R (модуль ASS2R_p)

Назначение

Решение невырожденной разреженной линейной системы итерационным методом Гаусса - Зейделя (матрица системы представлена в формате RR (LU) U) .

Математическое описание

Сокращенное название формата RR (LU) U происходит от английского словосочетания "Row - wise Representation, Lower - Upper, Unordered" (строчное представление, нижний треугольник - верхний треугольник, неупорядоченное).

Данный формат используется для прямоугольных (квадратных) матриц, у которых все или большинство диагональных элементов не равны нулю. Матрица  A в этом формате представляется в виде суммы L + D + U, где  L - нижняя треугольная,  D - диагональная,  U - верхняя треугольная матрицы. Диагональные элементы хранятся в отдельном одномерном массиве AD, а элементы матриц  L и  U содержатся в одномерном массиве AN и связаны между собой списками (портретами) IA и JA .

Например, пусть задана матрица

               |    4    0    1    0    2    |
               |    1    2    0    0    0    |
   A   =    |    0    0    2    1    0    |
               |    1    1    0    1    1    |
               |    0    0    0    0    16  | 

Тогда в формате RR (LU) U данная матрица с точностью до упорядоченности ее ненулевых внедиагональных элементов имеет вид:

                IA  =  ( 1; 3; 4; 5; 8; 8 )
                JA  =  ( 5, 3; 1; 4; 5, 1, 2 )
               AN  =  ( 2, 1, 1, 1, 1, 1, 1 )
               AD  =  ( 4, 2, 2, 1, 16 ) 

Пусть квадратная матрица  A порядка  n линейной системы Ax = b задана в формате RR (LU) U и пусть известно, что все диагональные элементы матрицы  A не равны нулю.

Метод Гаусса - Зейделя заключается в следующем. Перепишем  i - е уравнение системы в виде:

         i -1                                  n
          ∑   ai j x j  +  ai i x i  +   ∑     ai j x j  =  b i 
         j =1                               j= i +1 

Поскольку по предположению все  ai i ≠ 0, то это уравнение можно записать в виде:

                             i -1                  n
          x  =  ( b i -   ∑   ai j x j -    ∑     ai j x j ) / ai i
                            j =1               j= i +1 

Это уравнение решается итерационно, если задать начальное приближение к решению xj (1) ( j = 1, 2, ..., n). В случае, когда начальное приближение xj (1) заранее неизвестно, то можно положить

        xj(1)  =  b j / aj j ,   j = 1, 2, ..., n . 

Следует отметить, что скорость сходимости итерационного процесса Гаусса - Зейделя может быть значительно увеличена, если начальное приближение к решению выбрано удачно.

Далее на  m - м итерационном шаге процесса Гаусса - Зейделя имеем (m = 2, 3, 4, ...)

                                i -1
     xi(m)  =  ( bi  -     ∑    ai j xj(m) -
                               j =1
                                                     n
                                                 -  ∑     ai j xj(m -1) ) / ai i
                                                   j= i +1 

Заметим, что здесь вновь вычисленные компоненты решения на  m - м шаге сразу же используются для вычисления следующих компонент.

В некоторых случаях сходимость метода Гаусса - Зейделя можно ускорить, если использовать прием верхней релаксации:

               xi(m)  =  xi(m -1)  +  Q( xi(m)  -  xi(m -1) ) 

Релаксационный множитель  Q обычно выбирается в пределах от 1 до 2. Если матрица положительно определенная, то  Q выбирается в пределах от 0 < Q < 1. Иногда в качестве  Q используется диагональная матрица, позволяющая подбирать релаксационные множители индивидуально для каждого уравнения системы.

Метод Гаусса - Зейделя хорошо сходится, если матрица  A является нижней или "почти нижней" треугольной. Для его сходимости не требуется диагонального преобладания в матрице  A. Необходимым и достаточным условием этого метода является следующее: все корни уравнения

               |   a1 1λ    a1 2      a1 3    ...  a1 n    |   
               |   a2 1λ    a2 2λ    a2 3    ...  a2 n    |
       det   |   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .         =   0
               |   an 1λ    an 2λ    an 3λ  ... an nλ  | 

должны быть по модулю меньше 1. Если матрица  A является вещественной симметричной положительно определенной матрицей, то метод Гаусса - Зейделя всегда сходится. Скорость сходимости будет быстрее, если матрица  A близка к диагональной.

Описанный метод Гаусса - Зейделя реализован в виде подпрограммы ASS2R. В этой подпрограмме не требуется задавать на входе начальное приближение к решению: оно вычисляется в ASS2R по формуле xi (1) = bi /ai i. Подпрограмма предполагает задание максимально допустимого количества итераций. Контроль точности ведется по абсолютной погрешности EPS: текущая итерация считается приемлемым приближением к решению, если | xi (m) - xi (m - 1) | < EPS для всех  i.

Если за заданное максимальное количество итераций требуемая точность не достигнута, то пользователю подпрограмма выдает соответствующее сообщение. В случае, когда решение системы вычислено с заданной точностью, можно получить информацию о реально выполненном количестве итераций.

Н.С.Бахвалов. Численные методы. Изд - во "Наука", 1973.

Использование

procedure ASS2R(var IA :Array of Integer; var JA :Array of Integer;
                var AN :Array of Real; var AD :Array of Real;
                N :Integer; var B :Array of Real;
                var X :Array of Real; Q :Real; EPS :Real;
                ITMAX :Integer; var IFLAG :Integer);

Параметры

IA, JA, -
      AN  
заданные портрет и ненулевые внедиагональные элементы матрицы  A в формате RR (LU) U;
AD - вещественный одномерный массив длины  N, содержащий диагональные элементы матрицы  A; требуется, чтобы ни один диагональный элемент не был равен нулю;
N - заданный порядок матрицы  A (тип: целый);
B - вещественный одномерный массив длины  N, содержащий вектор правой части системы;
X - вещественный одномерный массив длины  N, на выходе из подпрограммы содержащий вычисленные компоненты вектора решения системы;
Q - заданный релаксационный множитель (тип: вещественный);
EPS - заданная абсолютная погрешность, с которой требуется вычислить решение;
ITMAX - заданное максимальное количество итераций по методу Гаусса - Зейделя;
IFLAG - целая переменная, служащая для сообщения о режиме окончания работы подпрограммы:
IFLAG=0 - решение системы вычислено с заданной точностью;
IFLAG=1 - решение не получено с заданной точностью за заданное максимальное количество итераций.

Версии

ASS2E - решение невырожденной разреженной линейной системы итерационным методом Гаусса - Зейделя в режиме расширенной (Extended) точности; при этом параметры AN, AD, B, X, Q и EPS должны иметь тип Extended.

Вызываемые подпрограммы нет

Замечания по использованию

  Подпрограммы ASS2R и ASS2E имеют глобальную запись (структуру данных) с именем _ASS2RR и элементом ITER. Значение целой переменной ITER полагается равным количеству в действительности выполненных итераций, если IFLAG = 0. Если IFLAG = 1, то ITER = ITMAX .

Пример использования

Unit TASS2R_p;
interface
uses
SysUtils, Math, { Delphi }
Lstruct, Lfunc, UtRes_p, ASS2R_p;

function TASS2R: String;

implementation

function TASS2R: String;
var
N,I,ITMAX,_i,IFLAG :Integer;
Q,EPS :Real;
X :Array [0..4] of Real;
const
IA :Array [0..5] of Integer = ( 1,2,3,5,6,8 );
JA :Array [0..6] of Integer = ( 5,1,2,1,2,3,1 );
AN :Array [0..6] of Real = ( 1.0,1.0,1.0,1.0,1.0,1.0,2.0 );
AD :Array [0..4] of Real = ( 4.0,2.0,2.0,8.0,16.0 );
B :Array [0..4] of Real = ( 1.0,1.0,1.0,1.0,1.0 );
label
_1;
begin
Result := '';  { результат функции }

{      ТЕСТ ДЛЯ ПОДПРОГРАММЫ ASS2R }

N := 5;
Q := 1.5;
for I:=1 to N do
 begin
_1:
  X[I-1] := B[I-1]/AD[I-1];
 end;
EPS := 0.001;
IТМАХ := 500;
ASS2R(IA,JA,AN,AD,N,B,X,Q,EPS,ITMAX,IFLAG);
Result := Result + Format('%s',[' IFLAG=']);
Result := Result + Format('%5d ',[IFLAG]);
Result := Result + Format('%s',[' _ASS2RR.elm1=']);
Result := Result + Format('%5d ',[_ASS2RR.elm1]) + #$0D#$0A;
Result := Result + Format('%s',[' X=']);
Result := Result + #$0D#$0A;
for _i:=0 to 4 do
 begin
  Result := Result + Format('%20.16f ',[X[_i]]);
  if ( ((_i+1) mod 4)=0 )
   then Result := Result + #$0D#$0A;
 end;
Result := Result + #$0D#$0A;
UtRes('TASS2R',Result);  { вывод результатов в файл TASS2R.res }
exit;
end;

end.


Результаты: 

       IFLAG = 0 ,   ITER = 7 ,

       X = (0.245396, 0.377041, 0.188364, 0.0778308, 0.0203379)